Основные публикации
І. Монографии, брошюры, разделы научных изданий
1. Мдивани Т. Г. Методические рекомендации по гармонии. – Минск: РМК, 1981. – 77 с.
2. Мдивани Т. Г., Двилянская Б. А. Практические рекомендации по изучению гармонии. – Минск: РМК, 1986. – 113 с.
3. Мдзівані Т. Г.(сааўт.) Кампазітары Беларусі. – Мн.: Беларусь, 1997. – 13 арк.
4. Мдывані Т.Г.(аўтар і навуковы рэдактар), Глушакоў І. В., Голікава Л. Ф., Дубкова Т. А., Куляшова Г. Р., Чурко Ю. М., Юўчанка Н. А. Музычны тэатр Беларусі: 1917–1959.– Мн.: Навука і тэхніка, 1993. – С. 3–16; С. 408–411.
5. Мдывані Т. Г., Куляшова Г. Р., Юўчанка Н. А. Музычны тэатр Беларусі: 1960–1990. – Мн.: Беларуская навука, 1996. – 71 с. (С. 150–153, 176–196, 196–220, 228–247, 266–276).
6. Мдывані Т. Г., Куляшова Г. Р., Юўчанка Н. А. Музычны слоўнік. – Мн.: Беларуская навука, 1999. – 559 с.
7. Мдивани Т. Г. Западный рационализм в музыкальном мышлении XX века. – Минск: Беларуская навука, 2003. – 327 с.
II. Статьи
8. Мдивани Т. Г. К проблеме метода гармонии как научной дисциплины // Вопросы музыкознания. – Мн.: Вышэйшая школа,1981,С.83-92.
9. Проблемы организации оркестровой ткани: Общие закономерности // Вопросы культуры и искусства Беларуси.– Минск: Вышэйшая школа, 1985. – Вып. 4. – С.30–37.
10. О формах и методах синтезирования в музыке XX века // Исследования о музыке. – Деп. в НИО «Информкультура» Гос. б-ка им. Ленина. Москва. 15.11.1985. № 915. – 40 с. Реферат в реферативно-библиографическом указателе «Музыка» 1985. – № 6.
11. Принципы организации оркестровой ткани: драматургия контрастов // Вопросы культуры и искусства Беларуси.– Минск: Вышэйшая школа, 1987. – Вып. 6. – С. 8–14.
12. Мдывані Т. Г. Музыка душы: Новыя рысы стылістыкі і формаўтварэння ў музыцы для аркестра беларускіх народных інструментаў на прыкладзе п’есы “Званы” А. Друкта // Мастацтва Беларусі. – 1988. – № 2. – С. 8–10.
13. Мдивани Т. Г. Об особенностях музыки для оркестра белорусских народных инструментов // Вопросы культуры и искусства Белоруссии.– Минск: Вышэйшая школа, 1990. – Вып. 9. – С. 44–51.
14. О проявлении гармонического фонизма в белорусской музыке // Белорусская советская музыка на современном этапе. – Минск: БГК, 1990. – С. 200–227.
15. Мдывані Т. Г. Яе музыка // Мастацтва Беларусі. – 1991. – № 9. – С.70–71.
16. Мдивани Т. Г. Наблюдения над творческим стилем В. Кондрусевича // Вопросы культуры и искусства Беларуси. – Минск: Вышэйшая школа. – 1991. – Вып. 10. – С.40–44.
17. Мдывані Т. Г. Беларускі музычны авангард: прагноз на заўтра // Мастацтва . – 1991. – № 6. – С.51–54.
18. Мдивани Т. Г. Денисов Э. «Пять историй господина Кейнера по Бертольду Брехту»: вопросы композиции // Теоретические проблемы современной музыки. – Минск: БГК, 1992. – С. 86–112.
19. . К. Пендерецкий. «Заутреня»: вопросы композиции // Laudamus. – Москва: Композитор, 1992. – С. 167–173.
20. Мдывані Т. Г. Рысы музычнага стылю Вячаслава Кузняцова // Весці АН Беларусі. – 1994. – № 2. – С. 83–89.
21. Шматаблічны Яўген Паплаўскі // Мастацтва. – 1996. – № 10. – С.26–28.
22. Мдивани Т. Г. Введение в поэтику музыкального сюрреализма // Проблемы национальных музыкальных культур на рубеже третьего тысячелетия. – Минск: БелИПК, 1999. – С. 43–50.
23. «Бытие» числа у Л. Ноно, К. Штокхаузена, Дж. Кейджа // Теоретическое музыкознание на рубеже веков. – Минск: БГАМ, 2002. – С. 178–189.
24. Западный рационализм в музыке и XX век // Sator Tenet Opera Rotas. – Москва: МГК, 2003. – С. 219–228.
25. Мдывані Т. Г. Вытокі рацыяналістычнага стылю музычнага мыслення // Весці НАН Беларусі. – 2003. – № 3.– С. 22–29.
26. Завяршэнне “гарманічнай эпохі” ў авангарднай музыцы першай паловы XX стагоддзя // Весці НАН Беларусі. – 2003. – № 4. – С. 76–82.
27. Мдивани Т.Г. К понятию и истории рациональности в европейской музыке // Панарама мастацтваў ў дыяпазоне сучасных даследванняў: Зб.навук.арт. – Мн.: Бел. дзярж. ун-т. культуры, 2004. – С. 27–29.
28.Число в музыке как символ целостности // Вести БГАМ. – 2004. – № 5. – С.72-77
29. Мдывані Т. Г. Алеаторыка і калаж у авангарднай музыцы XX стагоддзя // Мастацтва. – 2004. – № 2. – С.46–47.
30. Новыя аспекты авангарднага музычнага мыслення ў другой палавіне
ХХ стагоддзя // Весці НАН Беларусі – Мн.: Бел.навука, 2004. – № 2. – С.78–86.
31. Творчы рацыяналізм у авангарднай музыцы: новыя тыпы музычнага гуку // Весці НАН Беларусі. – Мн.: Бел.навука, 2004. № 3. – С. 74–82.
32.Классическое, неклассическое и традиционное в Новой и Новейшей музыке ХХ века // Музыка и глобализация культуры. Научные труды БГАМ. Вып.10.– Мн.: БГАМ, 2005, С.112–120.
33.Мдывані Т.Г. Новы мастацкі светапогляд авангардных кампазітараў другой палавіны ХХ ст.// Весці НАН Беларусі. – Мн.: Бел.навука, 2006. №1.С.73-82
34.Мдивани Т.Г. О стилистике песнопений православной церкви и их претворении в современной композиторской практике / Мдивани Т.Г. // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі: У 2 ч. Ч. 2: Праблемы тэатральнага, музычнага і кінатэлемастацтва ў кантэксте славянскіх культур у сучасным свеце / Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы НАН Беларусі; навук. рэд. А. І. Лакотка.– Мінск: Беларус. навука, 2007.–С. 279-288.
35. Белорусская музыка в ее национальном самоопределении: текст, интертекст, контекст // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып. 2. – Мн.: Права і эканоміка, 2007 – С. 228–233;
36. Белорусская музыка рубежа ХХ–ХХІ вв.: реалии творческих исканий. Вып. 3. – Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып. 3. – Мн.: Права і эканоміка, 2007 –С. 344–350;
37. О формах проявления национального в белорусской музыке последней трети ХХ века // Вести БГАМ – Мн.: БГАМ, 2007. – С.13-20;
38. Аддзел музычнага мастацтва і этнамузыкалогіі (сааўт.) //Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя Кандрата Крапівы: 50 год з дня заснавання. – Мн.: Права і эканоміка, 2007. С.67-76;
39. Слово об авторе // Ладыгина А.Б. Музыкально-театральная жизнь Минска конца ХХ – начала ХХ1 вв. Минск: Четыре четверти, 2007. – С. 11–12
III. Важнейшие статьи в энциклопедиях, словарях
Алеаторика, Аппроксимативность, Атональность, Додекафония, Колеблющаяся тональность, Многозначная тональность, Парящая тональность, Политональность, Постмодернизм, Симфоническая музыка, Симфония, Снятая тональность, Состояния тональности, или атоникальные состояния, Театральный симфонизм, Тональность, Электронная музыка и т.д.
IV. Материалы и тезисы конференций
1. Позднеромантическая гармония в вузовском курсе музыкально-теоретических дисциплин // Тезисы научно-теоретической конференции по проблемам воспитания и обучения музыканта-педагога.– Тбилиси: Госконсерватория им. В. Сараджишвили, 1980.….
2. Образ Франциска Скорины в современной белорусской музыке // Тэзісы дакладаў і паведамленняў. Міжнародная канферэнцыя. 24—27 мая 1990 г. “Славяне: Адзінства і мнагастайнасць”: Свята славянскага пісьменства і культуры”. – Мн.: АНБ, 1990.
3.Пра новы стылістычны напрамак у сучаснай беларускай прафесійнай музыцы (да пытання аб ролі хрыстыянскага этасу ў творчасці нацыянальных кампазітараў) // Тэзісы дакладаў навуковай канферэнцыі “Культура ў рэспубліцы Беларусь: гісторыя, сучасны стан і перпектывы развіцця”. Мн., 1993. – Мн.: ІМЭФ, 1993..
4. Белорусское композиторское творчество в контексте западно- и восточноевропейских музыкально-художественных явлений // Матэрыялы міжнароднай навуковай канферэнцыі 10—11 кастр. 1995 “Славянскія культуры пасля другой сусветнай вайны”. – Мн.: Юнеско, 1996.
5. Мдивани Т. Г. Проблемы стиля и творческого метода композиторов // Материалы международной конференции «Славянские культуры: исторический опыт и современные проблемы». – Мн.: ЮНЕСКО, 1996.
6. Кризис рационального конструирования в авангардной музыке XX века // Материалы международной конференции. 25 апреля 2002 г. «Перспективы рациональности в XXI веке». – Мн.: Экоперспектива, 2002. Хэппенинг и «инструментальный» театр: принцип соотношения рационального и «иррационального» в музыке XX века // Материалы международной научной конференции «Актуальные проблемы мировой художественной культуры». 25—26 апреля 2002 г., Гродно. – Гродно, 2002.
7. Движение композиторской мысли в последней трети ХХ века // Современный мир и национальные музыкальные культуры.Материалы Международной научной конференции”Национальные традиции и современность”Минск,5-7 октября 2004г. – Мн.: Ковчег, 2004, С.177-184.
8. Авангардное музыкальное мышление: итоги XX века // I-я Няфедаўскія чытанні “Беларускае мастацтва: гісторыя і сучаснасць” 18—19 лютага 2003 г., Мінск. – Мн.: БДАМ, 2004.
9. Рациональные конструкты в музыке XX века // Музыкальное искусство и образование на рубеже веков. Вып 1 – Мн.: БГАМ, 2004, С.63-70
10. Принцип неопределенности в авангардной музыке второй половины XX века // Материалы международной научной конференции «Актуальные проблемы мировой художественной культуры» 25—26 марта 2004 г. Гродно. – Гродно, 2004.
11. Специфика музыкального бытия во второй половине ХХ века// Философия и будущее цивилизации – Москва: Современные тетради, 2005.
12. Синергетика и Новейшая музыка (к вопросу о методах исследования произведений авангардных композиторов второй половины ХХ века). Материалы международной научной конференции «Актуальные проблемы мировой художественной культуры» 25—26 марта 2004 г. Гродно. – Гродно, 2006.
13. «Музыка в контексте европейской художественной культуры» как учебная дисциплина // Мир искусства и дети: проблемы художественной педагогики. Материалы ІІІ международной научно-практической конференции, Витебск, 25-26 сент. 2007г. / Вит. гос. ун-т. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2007 .
14. О новациях в системе современного музыкального образования // Эстетическое образование: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции ( г. Брест, 15 – 16 ноября 2007г.) / Брестский гос. ун-т им. А. С. Пушкина – Минск, 2007.
15. Целостность и Новейшая музыка: к вопросу о западно-восточных корреляциях» «музыкальных цивилизаций» во второй половине ХХ века (синергетический подход) // Философия как самопонимание культуры и посредник в диалоге культур / Материалы международной научной конференции (Минск, 9-10 ноября 2006г.) – Мн.: Бел.наука, 2007.
16. ”Опера малых форм”–тэма курса музычна-гістарычных вучэбных дысцыплін / Материалы международной научно-практической конференции “Наука, образование и культура: состояние и перспективы инновационного развития”: Мозырь, 27-28 марта 2008г.– Мозырь: БГПУ им. Шамякина, 2008. – С.169–171.
17. ”Разнотональная форма” как тема курсов “Теория музыки” и “Музыкальная форма”/Материалы международной научно-практической конференции: “Актуальныя праблемы мастацтва: гісторыя, тэорыя, методыка”. Материалы международной научно-практической конференции (Минск 10-11 апреля. 2008г.) – Минск: БГПУ им. М.Танка, 2008.– С. 130–133.
18. О типах рациональности в европейской музыкальной культуре ІІ половины ХХ века / Философское наследие Беларуси как духовная основа самоиндетификации нации: Материалы международной научной конференции (Минск, 8-9 ноября 2007 года) – Минск: Право и экономика, 2007. – С.129–132.
19. Рационалистические парадигмы Новейшей музыки / Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып. 4 – Мн.: Права і эканоміка, 2008 – С.128–133.
20. О созидательной силе православных песнопений в эпоху глобализации /ХІІІ Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные дням славянской письменности и культуры. Минск, 24-26 мая 2007г. – Минск: БГУКИ, 2007.– С.102–108.
21. Опера Вячеслава Кузнецова “Записки сумасшедшего”: поэтика, интонационная система, структура / Материалы научной конференции “Музычная культура Беларусі: гісторыя і сучаснасць”. Мир, 31 мая 2008г.– Мир, 2008.– С. 55–63.
|