Русский English Deutsch
Творческий портрет

Мдивани Т. Г. является представителем русско-белорусской научной и педагогической музыкальной школы. Как теоретик музыки она является ученицей Школьникова Леонида Ефимовича и Холопова Юрия Николаевича – воспитанников Московской консерватории, как историк музыки – Кулешовой Галины Григорьевны (под ее руководством по окончании консерватории была написана дипломная работа «Песни Эдуарда Мерике» Хуго Вольфа»). Азы профессии музыковеда были заложены Школьниковым Л. Е., навыки научного исследования – Холоповым Ю. Н.

В кандидатской диссертации впервые были открыты и охарактеризованы 1.особые состояния тональности (типы тональных структур, формы тональностей – парящая (термин А. Шенберга), колеблющаяся, многозначная и снятая), которые образовав систему атоникальности, подготовили додекафонию и связанную с нею неклассический стиль музыкального мышления; 2.новые принципы формообразования, типы музыкальных форм (разнотональная, разнотоникальная); 3.новое качество элементов музыкального языка (амбивалентность, неоднозначность, латентность), а также впервые 4.классифицированы и охарактеризованы существующие методы анализа европейской гармонии, и 5.создан специальный тонально-расширенный метод анализа позднеромантической гармонии. Впоследствии на эти разработки ссылались Ю.Холопов (1) , Ю.Москва (2) и др.

В докторской диссертации раскрыта сущность авангардного музыкального мышления – рационализм, представший в форме неклассической рациональности (творчество композиторов І пол. ХХ века, или Новая музыка) и новой неклассической (расширенной) рациональности (творчество композиторов ІІ пол. ХХ века, или Новейшая музыка). С помощью синергетической методологии (ведущим специалистом в этой области является Э. М. Сороко) доказана возможность объяснения и понимания таких радикальных феноменов западного музыкального авангарда (Булез, Берио, Кейдж, Ноно, Пендерецкий, Штокхаузен), как парамузыкальные и парамузыкально-театральные феномены, входящие в систему новых музыкально-игровых жанров или паражанровых форм – хэппенинг, акция, перформанс, инсталляция, инструментальный театр, графическая и пространственная музыка, а также интенции воплощать средствами музыки над-и бессознательное, интуитивное, пиетет к Востоку, что свидетельствовало о кризисе западных рационалистических концептов. Признаком кризиса выступили 1.индетерминизм как художественный и конструктивный принцип, функционирующий в условиях нелинейности, разбалансировки материала и циркулирующей событийности (хэппенинги), 2.неопределенность, символизирующая бифуркационное состояние «музыкальной цивилизации» и «музыки прогресса» (Indeterminacy Кейджа и Xi Штокхаузена), и 3.движение к восстановлению целостности и калокагатийности музыки в ее изначальном «числовом» (по Платону – А. Лосеву) значении (3).

В сферу научных интересов Т. Г. Мдивани входят философия музыки, теория и история европейской и шире – западной (включая американскую) музыки, культурология, а также музыкально-теоретические системы, музыкальные и музыкально-театральные жанры и стили, композиторские техники, текстология, методы изучения и постижения сущности Новой и Новейшей музыки, музыкально-педагогическая проблематика (инновационный аспект).


1 «Идея состояний тональности разработана <…> в диссертации Т.Г.Мдивани «Проблемы позднеромантической гармонии в творчнстве австро-немецких композиторов конца конца XIX — начала XX века [А. Брукнер, Х. Вольф, Г. Малер, М. Регер]», Минск, 1983 » – См. в: Ю. Н. ХОЛОПОВ. Гармония. Теоретический курс. М.:Музыка,1988, С.383-384.

2 «Термин «состояния модусов» мы используем по аналогии с известным термином «состояния тональности»… …целостная разработка принадлежит Т. Г. Мдивани (кандидатская диссертация «Проблемы позднеромантической гармонии в творчестве австро-немецких композиторов конца XIX — начала XX века [А. Брукнер, Х. Вольф, Г. Малер, М. Регер]», Минск, 1983) и Ю. Н. Холопову («Гармония. Теоретический курс», М., 1988, с. 383–399)» – См. в: МОСКВА Юлия Викторовна. Модальность григорианского хорала на примере мессы францисканской традиции – Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения.- Москва, 2007, С. 16.

3 «Особенно важно то обстоятельство, что именно такие фрагменты свидетельствуют о необычайной актуальности в наше время философии А.Ф. Лосева, основанной на так называемом «Высшем синтезе» и цельном знании. Недаром А.Ф. Лосев сближал музыку, математику и эстетику. Как известно, по идеям философа исходная основа музыки и математики одна - числа. Отсюда - открытия, которые на первый взгляд могут показаться парадоксальными, но их тщательное изучение доказывает полную оправданность лосевских замыслов, которая, кстати сказать, на практике реализуется новейшими авангардными композиторами. Известный специалист в этой сфере проф. Т.Г. Мдивани ярко и обоснованно показывает это в своей книге «Западный рационализм в музыкальном мышлении ХХ века» (Минск, 2004)». – См. в: РАБОТА С АРХИВОМ А.Ф. ЛОСЕВА losevaf@narod.ru

Hosted by uCoz